среда, 2 августа 2023 г.

Важность проектной работы в школе: разнообразные возможности для обучения и развития учеников




В течение и теперь уже ушедшего учебного года проектная работа оставалась одним из ключевых элементов школьной программы  Йыхвиской Русской основной школы. «Проектная работа предоставляла учащимся возможность применять свои знания на практике, развивать творческое мышление,  формировать навыки работы в команде, – об этом (и не только об этом) рассказала еженедельнику «Панорама» руководитель по проектам Йыхвиской Русской основной школы Галина Сафронова. – Мы приняли участие в нескольких обучающих зарубежных встречах-поездках».

– В каких именно?

– Вместе с группой учеников мы отправлялись в три поездки в рамках проекта «We do Steam together». С 9 по 14 октября 2022 года побывали в городе Швидник, Польша,  начальной школе №5 имени Януша Кусочинского. Во время этой встречи-поездки изучали новые методы обучения, обменивались опытом с польскими коллегами и учениками, а также погрузились в польскую культуру и историю. Это был трансформирующий опыт, в котором активно участвовали и ученики, и учителя… В феврале 2023 года мы получили возможность принять участие в учебной встрече в Португалии (Agrupamento de Escolas Dra Laura Ayres). С 11 по 18 февраля наши ученики сотрудничали с португальскими сверстниками, участвовали в интерактивных занятиях, мастер-классах и проектной работе. Эта встреча способствовала развитию навыков работы в команде, межкультурному пониманию и обогатила образовательный путь наших учеников… Аналогично, наша встреча-поездка в Румынию (Scoala Gimnazial «George Voevidca»), с 13 по 20 мая 2023 года, позволила нашим ученикам познакомиться с различными городами, заповедниками, научно-производственными центрами. Они активно участвовали в интерактивных мастер-классах и экспериментах, увидев воочию, как научные знания применяются на практике. Эти опыты стали значимым стимулом для их дальнейшего обучения и развития в области науки. В целом же, наше участие в международных проектах, таких как «We do Steam together» (Эразмус+), позволило учащимся преодолеть границы учебных программ и получить мировую перспективу на образование.

– Помимо прямого образовательного аспекта, что ещё хотелось бы отметить в  качестве итога?

– Итог – многогранный. Помимо образовательного аспекта, встречи-поездки в Польшу, Португалию, Румынию предоставили нам возможность окунуться в разные культуры и традиции. Взаимодействие с польскими, португальскими, румынскими учениками, обмен опытом с их учителями и участие в международных мероприятиях укрепили межкультурное понимание и толерантность участников проекта. Проект «We do Steam together» и наши учебные поездки подтверждают не только важность проектной работы в нашей школе, но и подтверждают влияние проектного обучения на мотивацию, успех и личностный рост учащихся. Мы готовы продолжать участие в международных проектах, таких как «We do Steam together», и делиться нашим опытом с другими учителями. Вместе мы можем изменить мир образования и подготовить новое поколение творцов и исследователей. Немаловажно и то, что очень приятное впечатление производили наши ученики во время этих встреч-поездок (представилась возможность посмотреть на них как бы со стороны), их основательность, самостоятельность, рост и развитие: они становились более уверенными, развивали способность принимать решения и улучшали навыки работы в команде… Безусловно, весь процесс проектной работы во время этих встреч-поездок помог им стать более самостоятельными и творческими учащимися.

– Вы сказали: «наше участие в международных проектах», – значит, были ещё и другие проекты?

– Да. Наша школа столь же активно участвует и в других проектах, которые играют важную роль в образовательном процессе и развитии наших учеников. Один из таких проектов – «DI.S.T.A.N.C.E» (цифровой инструмент для преподавания науки и программирования в дистанционном образовании). В рамках этого проекта приняли участие в трёх мероприятиях. Партнерская встреча прошла в Афинах, с 27 по 29 июня 2022 года. Учителя обменивались опытом и лучшими практиками в области преподавания науки и программирования в онлайн-среде… Затем, с 29 августа по 2 сентября 2022 года, провели обучающую встречу в нашей школе по теме «ProgeTiiger-программа для дигитального образования». Здесь мы представили нашу систему образования, одну из самых эффективных в мире, и инновационную программу ProgeTiiger, которую Эстония реализует для повышения технологической грамотности и цифровых возможностей учителей и учеников. А также поделились своими знаниями о цифровых инструментах и методах обучения в дистанционной среде…  Финальная встреча проекта состоялась с 3 по 5 мая 2023 года в Первом основном лицее Паллини имени Пьера Де Купертена, Афины, в которой приняли участие двенадцать учителей из стран-участниц. В ходе этой встречи состоялась оценка программы и были представлены два созданных образовательных продукта: «Мир науки против CОVID – обучающая игра»; «Лаборатория виртуальной науки и робототехники». Еще один проект, в котором мы приняли участие, – «GIS for Gist of Europe» (ГИС для освоения Европы). Онлайн-встречи с партнерами, которые проходили на протяжении года, позволяли нам обмениваться знаниями по географии, использовании геоинформационных систем и участии в научно-исследовательских проектах. Одним из ярких событий было участие в мероприятии «День ГИС-2022» на географическом факультете Тартуского университета 16 ноября 2022 года. С 30 января по 1 февраля 2023 года в Латвии, Риге, состоялась первая Kick-off встреча участников проекта. Можно сказать, что в ушедшем  учебном году наша школа активно участвовала во множестве проектов-мероприятий, которые включали различные области знаний и навыков. Одним из таких проектов был и семинар: «Медиаграмотность как ключевой навык в современной жизни», который проходил с 3 по 5 октября 2022 года в Праге, Чехия. Этот семинар позволил нам развить навыки анализа и критического мышления при работе с медиаинформацией. Мы изучали методы проверки достоверности информации, а также этические аспекты использования медиа, знакомились с участниками семинара из разных стран и налаживали новые партнерские отношения.  Важным событием были уроки английского языка, проведенные в рамках международного сотрудничества учителем по английскому языку Фатмой Дениз Акиол в двух классах – 9«А» и 9«С». Её  преподавательская деятельность началась в нашей школе в рамках проекта Эразмус+ и оказала значительное влияние на развитие языковых навыков и культурного понимания учеников.

– Но это всё международные проекты, а что же, так сказать, рангом пониже, например, региональные проекты, в них не участвовали?

– Участвовали, и очень активно. В частности, наши учителя активно участвуют в проекте Tuleviku Tegijad, Liikuma Kutsuv Kool, KEAT… С большим желанием и радостью откликаемся и на приглашения других школ участвовать в их проектах. Это такие как «Maailmamuutjad» (Кохтла-Ярвеская Малеваская основная школа), «Eesti läbi kunstike silmade» (Кохтла-Ярвеская Славянская основная школа), «Бал литературных героев» (Силламяэская  Ваналиннаская школа) и многие другие.

– Какова нынешняя судьба родившегося в стенах вашей школы известного проекта «Тойла – жемчужина Эстонии», он уже завершён?

– Нет, не завершён. Мы продолжаем и этот проект. Уже в течение нескольких лет. И нынче ученики проводили экскурсии: «Тойла-Ору – парк-музей под открытым небом», где рассказывали другим учащимся о природе, культуре и истории региона. Кстати, эту экскурсию наши ученики несколько раз провели на английском языке для учеников и учителей партнерских школ по программе Эразмус+. Проект обновляется новыми экскурсиями и группами учеников-экскурсоводов. Так, в этом году подготовлена виртуальная экскурсия «Знаменитый Балтийский глинт – природная книга из камня» 6«А» классом под руководством учителей Людмилы Загорулько и Инны Рубцовой. С февраля по май были проведены экскурсии, как для учеников нашей школы, так и для Таммикуской основной школы… Также участвовали в проекте: «Остановись! Посмотри! Убедись!», который был организован Транспортным департаментом. Наши ученики трёх классов – 5«А», 6«B»,  6«С» приняли участие в этом проекте, направленном на повышение безопасности на дорогах, ответственного поведения пешеходов и водителей. А 16 декабря Спасательный департамент провел для наших учащихся 1«В» и 2«А» класса обучение на тему «Talvine veeohutus». Это лишь, как я уже сказала, только некоторые примеры проектов, в которых мы активно участвовали в ушедшем учебном году. За свою успешную работу в е-Твиннинг-проектах в этом году мы получили значок «Школа-е-Твиннинг». А за проект «В молодости есть прикосновение Мидаса 2.0» –  Европейский знак качества «Проекты-е-Твиннинг».

– Успешное участие в проектах – это ведь заслуга и учителей?

– Конечно. Их много, так что обо всех не рассказать. Особенно хочется отметить активную проектную работу учителя по  географии и биологии Натальи Лобосок. Она  реализует свой собственный проект «Rohe Steam  meeskonna moodustamine JVP koolis». Цель проекта – повышение осведомленности учащихся о «зеленых» технологиях. В течение  всего проекта учащиеся знакомились со сферой зеленых технологий, их связью с изменением климата. Проект поддерживается государством посредством Министерства окружающей среды и Центра инвестиций в окружающую среду (KIK). Проект позволил приобрести для уроков много интересной аппаратуры: различные датчики и Steam-комплекты. Также Наталья Лобосок занимается проектами KIK, где все ученики школы получили возможность бесплатно побывать на уроках под открытым небом – «на природе», а ещё она – активный участник программы Глобе и ГИС-школы.


Riik toetab


– А что же завтра – в предстоящем новом учебном году?

– Мы с надеждой смотрим в будущее. И уже  работаем над новыми проектами, такими как «Forest ambassadors» и «Water Literacy», с международными партнерами в рамках программы Эразмус+. Эти проекты будут способствовать развитию экологического мышления и осведомленности об окружающей среде у наших учеников. Вообще-то, наша школа постоянно стремится предоставить ученикам разнообразные возможности для обучения и развития, а участие в различных проектах является одним из способов достижения этой цели.

Антонина Васькина